«ПГУ: в приоритете воспитание патриотов», «Звезда Прииртышья» 13.12.2014

Глава государства Нурсултан Назарбаев акцентирует внимание на неразрывности образовательного и воспитательного процесса: «Само понятие образования трансформируется и расширяется. Все в большей степени образование перестает отождествляться с формальным школьным и даже вузовским обучением. Происходит переход от концепции функциональной подготовки к концепции развития личности. Новая концепция предусматривает индивидуализированный характер образования, который позволяет учитывать возможности каждого конкретного человека и способствовать его самореализации и развитию».

В этих условиях на высшие учебные заведения возлагается особая ответственность не только за профессиональную подготовку будущих выпускников, но и за формирование у студенческой молодежи нравственных и гражданских качеств. Ведь от того, каков будет уровень гражданской ответственности студентов, ценностные ориентиры культурного, духовно-нравственного воспитания, составляющего основу мировоззрения, зависит успешность функционирования не только вуза, но и успешность развития казахстанского общества.

В Павлодарском государственном университете им. С. Торайгырова проводится планомерная работа по совершенствованию образовательного процесса, включающего в себя учебно-методический, научно-исследовательский и воспитательный компоненты. Воспитательный процесс определен как один из основных приоритетов плана стратегического развития вуза. Основной задачей воспитательной работы университет определил создание соответствующих условий и возможностей для повышения уровня подготовленности студенческой молодежи в экономической, социальной, инновационной сфере и его фокусировании на реализации прорывных проектов развития Казахстана. Исходя из важнейших целей государственной политики, приоритетами в воспитательной работе нашего университета является укрепление межнационального согласия, формирование у молодежи социальной ответственности, высоких нравственных и лидерских качеств, воспитание иммунитета к деструктивной идеологии нетрадиционных религиозных течений. Особое внимание уделяется формированию казахстанского патриотизма, как одного из ключевых условий развития казахстанского общества.

С приходом в 2012 году новый ректор Павлодарского государственного университета Серик Омирбаев поставил задачу по поиску новых подходов по усилению воспитательного процесса в университете. По убеждению Серика Мауленовича, главной целью воспитательной работы является разностороннее развитие личности будущего конкурентоспособного специалиста: «Работа реформирования системы воспитательного процесса вуза должна носить системный характер. Слагаемые успеха кроются в системном видении воспитательной работы и полном охвате необходимых факторов, обеспечивающих эффективность этой работы. В основе вузовского воспитания лежит активная помощь студенту в выборе здоровых жизненных ориентиров и для меня, как педагога и руководителя, считающего, что центральной фигурой нашей деятельности являются именно студенты, это становится главной задачей воспитательного процесса».

Для того, чтобы провести необходимые реформы в духе времени, с учетом всех требований, предъявляемых к современному инновационному образованию, было непросто внести изменения в сложившийся воспитательный процесс. Решение задачи потребовало соответствующего научного, методического обеспечения, а также привлечения в качестве консультантов ведущих ученых вуза. На проводимых в вузе совещаниях и семинарах по вопросам воспитательной работы С. Омирбаев предложил для обсуждения несколько концепций, позволивших принять ряд программных документов, направленных на реформирование и улучшение воспитательного процесса. Результатом этой работы стала разработка основного программного документа Концепции воспитательной работы ПГУ им. С.Торайгырова, которая определяет молодежную политику в университете. На данном этапе вся воспитательная работа вуза строится в соответствии с качественными измерителями, определяемыми стандартами менеджмента качества и в тесном сотрудничестве с отделом стратегического планирования.

Благодаря внедрению модульной системы удалось создать систему максимального охвата студентов и их активного, массового участия в общественной жизни факультета, университета и мероприятиях областного и республиканского масштаба.

1 Модуль. Мероприятия, носящие индивидуальный подход.

2 Модуль. Специализированные факультетские мероприятия, направленные на профессионально-ориентированную, воспитательную работу, интегрированную в учебный процесс на уровне факультета (с охватом представительства всех курсов).

3 Модуль. Общеуниверситетские мероприятия, участие в государственных праздниках.

Принцип этих модулей заключается в системном разделении мероприятий, направленных на работу со студентами по их значимости, масштабу и степени восприимчивости. Основная цель проводимых мероприятий в предложенной схеме – это максимальный охват студенчества, интегрированность мероприятий в учебный процесс, их проведение с учетом профессиональной ориентации студентов. Кроме того, модульная система предполагает градацию основных направлений воспитательной работы в соответствии с курсами обучения студентов. Разработан комплекс мероприятий по адаптации студентов первого курса в вузе; выработаны меры, способствующие профессиональной социализации студентов старших курсов, готовящихся вступить в конкурентную среду на рынке труда.

Традиционным в вузе стало проведение мероприятий, ставящих перед собой задачи межкультурного и межнационального значения, воспитывающие в молодежи толерантность, принципы согласия и единства. В ПГУ им. С. Торайгырова обучаются студенты более 30 национальностей. По инициативе ректора в стенах университета создана и успешно действует студенческая Ассамблея – филиал Ассамблеи народа Казахстана. На факультетах были введены спецкурсы по истории края и на регулярной основе проводятся мероприятия, направленные на углубленное изучение Истории Казахстана в форме дебатов, тематических олимпиад на знание истории края и Казахстана.

В вузе принята Программа противодействия коррупции, в реализации которой активное участие принимают все студенты и преподаватели. Антикоррупционные мероприятия проводятся в виде конференций, совместных заседаний с местными исполнительными органами, неправительственными и общественными организациями, лекций, анкетирования и соцопросов, круглых столов, пресс-конференций, форумов, семинар-тренингов, акции «Чистая сессия».

По инициативе С. Омирбаева в вузе была реализована новая, более эффективная форма студенческого самоуправления, базирующаяся на изучении успешного зарубежного опыта и предполагающая не подекадную реализацию, как это было принято ранее, а действующуя на постоянной основе. Данная реформа связана с включением университета в Болонский процесс, который предполагает не только изменение специфики воспитательной работы, но и полноценно действующую систему студенческого самоуправления. Работа представлена следующими аспектами: организация досуга, клубов по интересам, проведение спортивных соревнований и секций. А также и более серьезные проекты: создание социальной поддержки по оказанию помощи иногородним студентам и обеспечению их жильем, поддержание порядка, воспитание корпоративной культуры через участие в общеуниверситетских мероприятиях. В составе студенческого самоуправления действуют студенческие формирования культурно-массового, научного, спортивно-оздоровительного, социально-бытового направления.

Поддержка и развитие студенческой инициативы является важнейшим направлением воспитательной деятельности вуза. Большое внимание уделяется проведению спортивных и культурных мероприятий. Команда КВН университета является неоднократным призером и победителем региональных и республиканских соревнований, вышла в финал Премьер-лиги, стала обладателем Кубка губернатора Омской области и финалистом Сочинского фестиваля КВН. При непосредственной поддержке руководства вуза танцевальная команда университета по черлидингу завоевала Кубок федераций Казахстана, а участники группы стали лучшими также и в личном зачете. Студенты вуза выиграли областной конкурс по государственному языку. Одним из самых ярких достижений и несомненным результатом введенной в вузе системы воспитательного процесса стала победа студентов ПГУ им. С. Торайгырова в двух номинациях проведенного под эгидой Министерства образования и науки Республики Казахстан конкурса «Студент года-2014».

Принципиально новым в подходе к организации воспитательного процесса по модульной системе стало то, что в его основу был положен именно Модуль как система формирования максимального охвата студентов и активного, массового участия в общественной жизни факультетов университета, каждый из которых имеет определенную целевую и содержательную функцию и расчитан на решение ключевых показателей воспитательной деятельности ПГУ. Так, если до начала реализации Модульной системы полная и частичная удовлетворенность мероприятиями воспитательной работы составлял в среднем менее 55%, то в 2013-14 она увеличалась до 94%. Самым же главным результатом реализации Концепции по воспитательной работе через модули стало то, что спустя год с ее начала доля максимального охвата и участия студентов в мероприятиях увеличилась с 53% до 96%. Таким образом, полученные результаты подтвердили эффективность воспитательной работы университета и правильность избранного подхода в организации воспитательного процесса через модульную систему.

Очень важной и заслуженной для вуза стала внешняя оценка воспитательной деятельности и, прежде всего, с точки зрения ее универсальности, эффективности и возможности реализации в других организациях образования. Комиссии как по институциональной, так и специализированной аккредитации высоко оценили работу вуза и Департамента по воспитательной работе и социальным вопросам и достижения университета в этой области. Успехи воспитательного процесса вуза были также высоко отмечены Корпоративным фондом при МОН РК «Союз студенческого самоуправления» и грамотой МОН РК за организацию воспитательной работы.

Такие результаты объективно свидетельствуют о том, что разработанная и реализуемая в Павлодарском госуниверситете модульная система воспитательного процесса является эффективной для воспитания конкурентоспособных специалистов с активной жизненной позицией, патриотов нашей страны.

Директор департамента по воспитательной работе и социальных вопросов ПГУ имени С. Торайгырова Кайрбай Ашенов

Фото: Руфина Торпищева

«Звезда Прииртышья» 13.12.2014

 

«ПГУ: В ПРИОРИТЕТЕ ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТОВ»